Протектор шины, как зимней, так и летней, может отличаться по характеру рисунка. Рисунки протекторов делятся на три основных вида:
- ненаправленные;
- направленные;
- ассиметричные.
Самый распространенный вид – ненаправленный рисунок протектора шины, так как он считается самым универсальным. Шины с ненаправленным рисунком протектора считаются «бюджетным вариантом» и пользуются наибольшим потребительским спросом. К плюсам таких шин можно отнести то, что их свойства не зависят от направления вращения. Именно с такими протекторами чаще всего выходят новые автомобили с конвейеров заводов-изготовителей. Ненаправленный рисунок протектора шины подразделяется на симметричный и ассиметричный.
Если для зимних шин способность быстро и эффективно отводить воду из пятна контакта не имеет первоочередного значения, то для летних их аналогов важно, чтобы протектор летних шин легко справлялся с этой задачей. Именно поэтому автолюбители выбирают протектор летних шин с направленным рисунком. Чтобы особенность такого рисунка правильно сработала на дороге, необходимо правильно установить протектор шины. От того, как установлена шина, зависит будет ли отводиться вода. При правильной установке воду не выталкивает вперед по направлению движения, а выводит через канавки наружу. При неправильной установке – вся вода от краев протектора стекает к его середине, что в разы повышает эффект аквапланирования даже на минимальных скоростях. В зимних моделях, таких как, например Nokian Hakkapeliitta Sport Utility 5 для внедорожников, направление рисунка также помогает легко очищаться от снега и мокрой «каши».
Для таких автопокрышек важна и остаточная глубина протектора шины – именно по этой причине ее величину лимитируют ПДД. Так, для легковых автомобилей Правилами определено, что остаточная глубина протектора шины не может быть менее 1,6 мм, а для автобусов до 2 мм. Это цифры для летних моделей, а для зимних вариантов высота протектора шины (глубина) не может быть менее 5 мм. Для сравнения – на новых зимних протекторах зарубежного производства – глубина протектора 9-9,5 мм. Чтобы ваш автомобиль чувствовал себя уверенно на дороге в любое время года, необходимо тщательно контролировать состояние шин и при износе вовремя менять их на новые.
Для того чтобы в одной модели соединить качественные характеристики двух шин, производители покрышек разработали ассиметричный рисунок протектора шины и направленный ассиметричный рисунок. Внешне все выглядит так, словно протектор состоит из двух абсолютно разных частей. Таким образом, повышается универсальность шины: одна ее часть отлично справляется с мокрым покрытием дорожного полотна, а вторая уверенно движется по сухому. Как пример удачного ассиметричного рисунка – протектор шины Nokian WR G2, который легко побеждает слашплэнинг (слякоть на дороге). Чтобы автовладельцы не ошиблись, устанавливая покрышки, производителями предусмотрена специальная маркировка, которой снабжается каждый протектор зимних шин или летних. Направление вращения шины указывается стрелкой или значком «Rotation», а также на ассиметричных моделях обязательно помечается специальными надписями внутренняя и внешняя сторона.